main

Обеспечение качества

Краткое руководство для начинающих тестировать в дистанционной команде

Март 26, 2015 — 2

Итак, вы начинаете дистанционное тестирование ПО. Вообще, у дистанционной работы есть и минусы, и плюсы: отсутствие живого общения, неоперативность решения каких-либо вопросов; в то же время, бо́льшая свобода (кто-то более производителен и работоспособен в отсутствие "живого" контроля), интересные командировки для знакомства с командой.

Данное руководство призвано облегчить сей непростой процесс. И хотя все пункты довольно общие и могут быть применены к любому участнику дистанционной разработки ПО, они всё же писались под влиянием опыта именно тестирования.

610Office_filter

С чего начать?

Любой новый проект начинается со знакомства с коллективом (в нашем случае с командой разработки). Когда мы не видим наших коллег лично, эта задача усложняется. Начните с составления списка участников команды: имя, фамилия и должность. Ничего страшного, если список окажется неполным или ошибочным — общее представление он даст уже сейчас, а корректировки можно вносить в любое время.

Обменяйтесь с коллегами как можно бо́льшим количеством контактов

Скайп, почта, корпоративный мессенджер (например, джаббер) — это необходимый минимум. Не помешает и номер телефона — никто не знает где будет находиться нужный человек в критический момент, и возможность оперативно связаться с ним спасёт ситуацию и нервы. Сделайте акцент на общении с руководителем, проект-менеджером. Не факт, что он сам будет инициировать ваш с ним контакт (ПМ — это человек, решающий вопросы всей команды, как правило, очень занятой), но если вы установите с ним плотное общение, он всегда поможет разыскать или подсказать, где находится искомый нами сотрудник (при отсутствии сотрудника в онлайне, конечно же).

Подстройтесь под график команды

Современным IT-компаниям свойственно свободное или плавающее начало рабочего дня. Дистанционная же работа вообще подразумевает отсутствие сколь-нибудь жесткого графика. Понаблюдайте, во сколько начинают и во сколько заканчивают работу ваши коллеги. Выявите «среднее» время присутствия сотрудников в течение дня. Настраивайтесь на это время. Например, кто-то приходит в 9, а кто-то в 11, но все сотрудники присутствуют с 12 до 18 часов. Будьте на связи в это время, а остальные рабочие часы можете поместить как перед, так и после этого времени.

Узнайте, где лежит вся необходимая документация

Вики или прочие корпоративные ресурсы — найдите это хранилище и постарайтесь изучить как можно больше информации. Всю новую информацию по продуктам записывайте, ведите документацию — так вы быстрее вольётесь в процесс.

Изучите методологию разработки ПО и освойтесь в багтрекинговой системе

Разным компаниям присущи разные подходы к разработке. Узнайте и изучите актуальную в данной ситуации методологию. Покопайтесь в багтрекинге, разберитесь на его примере в жизненном цикле ПО (можно взять любую закрытую задачу и посмотреть history). Настройте под себя поисковые фильтры — так весь процесс будет более наглядным именно для вас (в отличие от, например, канбан-доски). Ниже, для примера, приведены два скриншота из разных багтрекинговых систем: при переходе на страницу с настроенными фильтрами тестировщик может видеть актуальную ситуацию в тестировании — какие задачи готовы к тестированию, какие тестируются, а какие уже протестированы.

610Filters

610My Dash

Готовьтесь заранее к собранияммитингамстендапам

В дистанционной работе не обойтись без онлайн-встреч всей команды. В зависимости от методологии, эти встречи бывают частыми (каждый день) или редкими. В любом случае, готовьтесь к ним заранее — выпишите все пункты, о которых хотите рассказать и запишите вопросы, которые хотите задать. Даже если вам кажется, что подобной информации немного и она вся у вас в голове — всё равно записывайте. В процессе собрания в мозг поступает много новой информации, а записи позволят избежать в разговоре пауз типа «Ещё какой-то вопрос был, сейчас вспомню…».

Взаимодействуйте с коллегами

Несмотря на очевидность этого пункта, всё же сделаем на нём акцент. Взаимодействие бывает разным: если у вас накопилось много вопросов по функционалу или же объяснение разработчика довольно запутанно — предложите созвониться и поговорить голосом. Нередки случаи, когда в переписке обе стороны пишут понятные по их мнению вещи, которые противоположная сторона интерпретирует по-своему. Звонок экономит драгоценный ресурс — время.

610jabber

Однако в большинстве рабочих моментов стоит именно переписываться: переписку из мессенджеров или почты всегда можно присоединить к задаче в багтрекинге для объяснения того или иного решения.

Подключайте разных людей к обсуждениям

Часто возникают спорные ситуации между разработчиком и тестировщиком (классическое «Это не баг — это фича»). Не забывайте, что тестировщик — связующее звено между командой разработки и конечными пользователями. И если программист отрицает присутствие бага — приглашайте других участников команды к обсуждению этого вопроса (на собрании, в групповом чате, в багтрекинге).

610Почта

Установите вспомогательный софт

Jing, Monosnap, TeamViewer. Скриншоты — это хорошо, скринкасты — ещё лучше, удалённый доступ — вообще отлично. Так вы сможете более наглядно объяснить и показать разработчикам баги и прочие нюансы работоспособности тестируемой системы. Если вы пользуетесь смартфоном — настройте на нём почту, установите тот же самый TeamViewer и Скайп — таким образом вы всегда будете на связи и в курсе происходящих событий, даже если находитесь вдали от рабочего компьютера.

Ведите отчёт о проделанной работе

Даже если этого не требует руководитель — запись проверенных задач, протестированных областей и их результатов, во-первых, дисциплинирует, во-вторых, поможет вспомнить, когда и что именно вы тестировали.

Проявляйте инициативу — узнавайте отзывы о своей работе

Не факт, что ваши подходы к работе совпадают с тем, что ожидает от вас команда. Раз в 2-4 недели спрашивайте у руководителя, всё ли его устраивает в отношении вас. Это поможет выровнять ваш курс на ранних стадиях, плюс позволит избежать лавины накопленного негатива — если вдруг менеджера что-то не устраивает, но он не говорит вам об этом по каким-либо причинам.

Развивайтесь

Если можно дистанционно работать, то можно дистанционно и учиться. В интернете очень много развивающих вебинаров, видео и онлайн курсов (например, Coursera). Выделяйте время для обучения, это поможет вам как в личностном, так и в профессиональном росте.

610Coursera

Итоги

Подводя итоги, хочется сказать, что при должном подходе и определенной сноровке можно нивелировать минусы и обойти основные подводные камни дистанционной работы. Применяя на практике перечисленные выше советы, вы упростите процесс вливания в дистанционный коллектив и с легкостью справитесь с возникающими трудностями.

Артем Галиев

2 comments

  • роман шейко

    Март 27, 2015 at 21:01

    Спасибо автору за хорошую статью! Работать дистанционно поначалу очень непросто, особенно когда привык, что всегда можно лично подойти и спросить. Нужно научиться работать в асинхронном режиме общения — тебе могут ответить на вопрос в любой момент 🙂

    Еще, как мне кажется, дистанционно легче с человеком поругаться. Всего-то пару слов написал сгоряча — и готово. В личном общении люди обычно тактичнее.

    В целом, в наш век умение работать дистанционно очень важно. Так что, если планируете тестировать, лежа на пляже в Тайланде — эти скилы вам однозначно пригодятся 🙂

    Reply

    • Артем Галиев

      Март 29, 2015 at 22:53

      Спасибо Вам за отзыв! 🙂
      У меня перед этим дистанционным опытом был опыт тестирования только в локальной команде, но удалённая работа не вызвала какого-либо дискомфорта. Даже непривычно не было. Возможно, из-за того, что работал с командой профессионалов. Отсюда, к слову, и отсутствие конфликтных ситуаций — люди настроены на рабочий результат, а не выяснение отношений 🙂

      Reply

Оставьте комментарий

Адрес вашей почты не будет отображаться в комментарии. Обязательные поля отмечены символом *