История
В марте 2011 года более 1200 участников из 50 городов собрались на первом в мире Global Service Jam и за 48 часов создали более 200 уникальных проектов по сервис-дизайну. Все проекты были объединены темой, заданной организаторами из Work.Play.Experience: «(Супер) Герои».
С тех пор каждый год по всей планете на 2 дня тысячи дизайнеров, художников, начинающих предпринимателей, программистов, инженеров, менеджеров, аналитиков и других увлеченных темой сервис-дизайна специалистов собираются вместе, чтобы сделать этот мир несколько лучше.
GSJ 2015
В этом году GSJ проходил с 27 февраля по 1 марта. На московской площадке участвовало более 50 человек. Кто-то пришел уже хорошо знакомый с методологией дизайн-мышления, кто-то только краем уха слышал о ней и очень хотел попробовать свои силы и познакомиться поближе. Так что же такое Global Service Jam и с чем его едят?
GSJ – это ежегодная джем-сессия, на которой за одни выходные команды-участники разрабатывают прототипы продуктов или сервисов. Тема задания в этом году давала волю фантазии:
Не густо? Очень даже густо, это же джем!
Процесс
Для того, чтобы новички не растерялись, а опытные уложились в тайминг, весь процесс был четко разбит на этапы:
1 день
- Накидываем в командах идеи-ассоциации, кластеризуем их.
- Определяем, какие проблемы мы гипотетически можем решить.
- Оставляем одну гипотезу и идем валидировать ее в «поля» – проверять на практике, существует ли такая проблема в жизни реальных людей. Фиксируем реакцию.
- Если гипотеза подтверждается – отлично, если нет – возвращаемся к пункту 2.
- Составляем портрет пользователя, проблему которого мы решаем.
- Составляем для него карту эмпатии.
- Продумываем решение и делаем первый прототип.
- Тестируем на реальных пользователях – поймут ли они что мы им предлагаем и как этим пользоваться. Наблюдаем за реакцией и записываем.
2 день
- Повторяем шаг 8 до тех пор, пока пользователи не будут в восторге от нашего продукта.
- Делаем промо-ролик, выкладываем его на площадку GSJ.
Выводы
Новичкам было немного сложно, но только в начале. Айс-брейкинг и вводные лекции очень помогают. Многие впервые услышали, что технологии маркетинговых компаний и брендирования устарели, что стандартное представление о ЦА ошибочно, что люди выбирают, опираясь в 99% на эмоции, а не на логику. Эти утверждения безусловно вызвали споры. Тезис о необходимости обязательного тестирования своих идей и гипотез на потенциальных клиентах, постоянной валидации правильности выбранного направления и тесного контакта с конечными пользователями было принять гораздо легче.
Работать в только что сформировавшихся командах, с абсолютно незнакомыми людьми тоже не сразу получается. Естественно были споры, прийти к единому мнению получалось далеко не сразу. Но это прекрасный опыт коммуникаций.
Следующая сложность подстерегала многих при проведении интервью в «полях». Как расположить людей к себе, особенно хмурым субботним днем, какие задавать вопросы, почему открытые вопросы необходимы?
Для многих команд валидация гипотезы в «полях» показала, что их решение не нужно пользователям. Ошибайтесь рано, ошибайтесь часто (Тим Браун, IDEO). Но даже найдя подтверждение своим гипотезам в реальной жизни, ребята сталкивались со сложностями в обобщении результатов наблюдений и составлении портретов пользователей. Но в итоге все справились.
Те, кто до сих пор не верили в стикеры и прототипы, почувствовали на собственной практике, насколько хорошо это работает. Пока ребята составляли портреты пользователей и горячо отстаивали каждую карточку-характеристику, в команды незаметно пробралась эмпатия. И когда дело дошло до разработки первых прототипов, то их уже составляли для мамы Маши, студентки Ани, приехавшей из Махачкалы, менеджера Димы.
Итого
Наша команда сделала прототипы новых упаковок для молока или воды, которые можно вторично использовать для развития детей или декорирования дома.
Дети были в восторге от автобуса, а мамам пришлась по вкусу идея выращивать вместе рассаду в веселых коробочках, которые всегда под рукой.
А вот и итоговый ролик!
P.S. Все, кто хотел бы присоединиться к GSJ в следующем году, следите за обновлениями в фейсбуке.